Cтратегия русской победы – Обогнать не догоняя
Рубрика: Русский Круг 24 Август 2011Объявленный в 2009 году политический лозунг власти “Россия. Вперед!” вместе с доктриной “консервативной модернизации” хозяйства страны, по сути, есть намерение догнать и перегнать ведущие страны мира по пути инноваций (нововведений) высоких технологий материального мира. Удастся обгон или нет покажет практика. А вот асимметричной тренду военной хитростью на этапе преодоления человечеством постиндустриального барьера, стратагемой, позволяющей предвосхитить будущее богатство и выйти на самые передовые рубежи грядущей “экономики знаний”, будет маневр в разработку высоких социо-гуманитарных технологий понимания механизма смычки материального и нематериального мира. Что, по сути, есть возможность для России обогнать рациональную цивилизацию Запада, не догоняя её в технотронной сфере.
“…и последние станут первыми”
Концептуальные основы маневра
Путь технотронного прорыва – схождение технологий искусственного обмена веществ, энергии и информации на молекулярном уровне, получившее название NBIC (нано, био, инфо и когнито) конвергенция. Где конфигурацию схождения задает когнитивная сфера опознавания и понимания смыслов бытия и небытия языком слов, оформляющего тот или иной тип мышления, как свое содержание.
При этом на пути “NBIC – конвергенции” заведомым стратегическим преимуществом России перед абстрактно-понятийным (аналитическим) типом мышления европейцев и конкретно-символическим (иероглифическим) типом мышления китайцев будет троично-асимметричный (парадоксальный) тип мышления людей русской культуры (см. “Веждизм и вопросы языкознания”).
Смычка: определение ценности или капитализация материального (видимого) и нематериального (невидимого) миров происходит во времени. Ибо многие процессы “мира невидимого” происходят вне “ньютоновского” физического пространства или даже в том, что называется “параллельная реальность”.
В смыслообразующем “когнофундаменте” технической организации (инфо) слияния живой (био) и неживой (нано) материи время есть свойство жизни (горизонтальная 8, бесконечность).
Жизнь на Земле представлена ноосферой (мировым разумом), биосферой (совокупностью организмов) и геосферой (твердыми осаждающимися осадками). В ноосфере энергия жизни (Дух) на Земле фиксируется водой. В генезисе “Дух Божий носился над водою” (Быт 1:2). Жизненная сила (Дух) ноосферы проявляется при фазовом переходе воды из жидкого состояния в твердое (здесь разумное запечатлевается в разных формах кристаллов льда – снежинках). В биосфере энергия жизни представлена живым веществом от бактерий до человека. В геосфере энергия жизни аккумулируется в полезных ископаемых (углеводородах) окаменелостях, других осадочных породах.
А. Там, где жизненная сила отвердела, её тяга проявляется как тяжесть. А время воспринимается как линейная длительность. У греков время как величина называется хронос. Здесь речь идет об амплитуде ритма жизни и называется срок.
Б. Там, где жизненная сила сохраняет мягкость, имеет место продление жизни. Дление жизни рождает поколения. Здесь жизнь толкает, дает импульс. А время воспринимается как частота, темп (энергичность) и порядок следования поколений. Частота размножения микроорганизмов за один оборот Земли вокруг своей оси не превышает 63-х целых деления, а 64-ое переходит на следующие сутки. Основание кода перемен – 64. У греков такое время называется циклос, иначе период. Здесь речь идет о кругообороте, “возвращении на круги своя”: “будут внуки, потом всё опять повториться с начала”.
В. Там, где энергия жизни невидима, время зашито в фазу (момент) прихода луча “дыхания Космоса” на Землю. По аналогии с видимым светом можно сказать, что Дух способен образовать голограмму (объемную картину поля на плоскости за счет наложения фаз опорной и сигнальной волны со сдвигом). По такой голографической (целостной) картине низвержения энергии жизни с уступом возможны “путешествия во времени”. У греков приходящее спереди, пролетающее мимо или утекающее как песок в песочных часах непериодическое время называется кайрос. Здесь речь идет о моменте жизни и называется случай или пора (“есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь”).
Экономическая жизнь в ракурсе финансов (“энергии денег”) на этапе индустриального общества осваивала время преимущественно как длительность (время типа А – хронос).
На переходе человечества через постиндустриальный барьер к “экономике знаний” на первый план капитализации выходит время как порядок следования (время типа Б – циклос).
Ну а после того, что ученые назвали “антропологический поворот”, а богословы называют “новое небо и новая земля”, где мир невидимый в результате полной NBIC – конвергенции станет видимым, на первый план обмена вещества, энергии и информации выйдет время как голограмма, сдвижка фазы (время типа В – кайрос).
В доиндустриальном обществе, когда ещё не было механических часов и, соответственно не было зримой меры времени как линейной длительности расчлененной на секунды, минуты и часы, у времени как величины была лишь соразмерность с природным процессом обмена веществ, энергии и информации. Соразмерность с восходами и закатами солнца, фазами луны, сезонами вегетации и плодоношения растений, сроками приплода животных. А в экономической жизни (обмене веществ) в обществе основным товаром было зерно. Физико-химическую картину обмена здесь можно представить так: солнечная энергия пробуждает информацию, зашитую в ДНК растительной клетки, и делением, при участии молекул воды, трансформируется в зеленую массу вещества.
Урожайность зерновых по месту, различалась, в основном, от природного фактора количества солнечной энергии на единицу площади, плюс мускульной энергии вложенной в обработку почвы, плюс реализованной информации об эффективных способах земледелия. Поэтому можно сказать, что изначально, денежный кредит как форма продажи энергии будущего, имел космическое основание, ибо был соразмерен сроку вегетации одного урожая зерновых. А форма денег – золотая и серебряная монета – была символом связи человека с Космосом (Солнцем и Луной).
Когда же в европейских городах в XIV – XVI веках распространились механические башенные часы, жизнь соразмерная природе уступила место зримой мере членения длительности жизни от человеческого ума. Часовой механизм начал отсчет прогресса как линейной длительности. Появилось индустриальное производство независящее от времени суток или сезона дождей. Золотая монета как символ связи “этой жизни” с Законом Мироздания уступила место отчужденным от смыслов бытия “денежным знакам” – условным учетными заменителями количества энергии (купюрами того или иного значения).
В XVII веке И. Ньютон от механической картины мира заложил основы современных финансов. Появилось выражение: “Время – деньги”. Придумав “ценные бумаги”, банкиры стали продавать скорость капитализации энергии будущего. С появлением в начале XX века “теории относительности” Эйнштейна – ускорение (скорость наращивания капитала). А с отменой в 1972 году золотого стандарта и появлением деривативов – и вероятность ускорения капитализации предвосхищенных результатов обмена веществ, энергии и информации.
К началу XXI века финансовая система эпохи линейного прогресса индустриального общества напрочь оторвалась от циклических оснований жизни. Продажа отсроченной энергии будущего в учетных единицах прогресса ушла в “дурную бесконечность” (фьючерсами освоены уже и запасы гелия на Луне).
Наступил системный кризис того, что называется такими именами как “наращивание”, “модернизация”, “время – вперед”. При этом выход из кризиса выглядит как переход через постиндустриальный барьер, как NBIC прорыв из экономики товаров и услуг в информационное общество экономики знаний.
Что рынок вещественных продуктов, что рынок энергии, что рынок информации, в конечном счете, есть рынок времени. Вопрос же отличия рынка информации от рынка вещественных продуктов состоит лишь в том, как информация связана с энергией и временем? И с каким типом времени?
Здесь главное (а главное по-английски и есть capital)!
Энергия это то, что может сделать работу. Можно сказать, что смысл распространения энергии в том, чтобы делать работу. А информация – это данные (сигналы) которые несут смысл. Смысл же это то, что можно взять в толк одним только различением одного сигнала от другого. Поэтому энергия информативна.
С точки зрения биохимии мысль это продукт работы мозга. А мозг человека это физиологический инструмент, где “тонкая энергия биотоков” (обмен клеток мозга – нейронов молекулами-сигналами) фиксируется “магнитным полем” памяти и обретает тягу в “гравитационном поле” воли. Триединство мышления, памяти и воли в сознании человека нерасторжимо также как нерасторжимы в едином Космосе электрические, магнитные и гравитационные поля.
В соответствии с электрохимической моделью, в мозге как части тела, высвобожденная химическими реакциями деления белков энергия вещества на молекулярном уровне трансформируется в тонкую энергию биотоков. А энергия биотоков производит работу: толкает мысль.
При этом превращение пищи, воздуха и воды в жизненную силу тела есть поглощение энергии Космоса. Время зашито в накоплении энергии жизни – энергичность. А преображение работы биотоков в сетях связей нейронов в “химические соединения” с названием мысль, её оформление в слово, а затем и в поступок есть излучение энергии человеком. В этом процессе жизни информация в мозге появляется с извлечением из энергии биотоков сигналов смысла и его оформлением в “логос”. Соотнесение же информации с реальностью дает знание. А опознавание смыслов – понимание.
Таким образом, кинетическая энергия жизненной силы человека проявляется в здоровье его тела (здесь жизнь проявляется как иссякающая длительность). А потенциальной энергией будут хранимые в памяти знания и необходимая для совершения действий, стяжаемая извне, и обретаемая в воле сила Духа.
Капитал же (главное) в процессе жизнедеятельности человека состоит в том, что время тут выступает не столько как кинетическая длительность жизни от рождения до смерти тела, сколько как порядок следования “импульсов жизни” в цикле накопления информации и реализации знаний. То есть как время типа Б.
Иными словами, в грядущем информационном обществе экономики знаний, капитализации (определению ценности) подлежит не длительность, а порядок следования событий. Или иначе: в экономике знаний продажа времени будет не продажей фьючерсов на ресурсы, но продажей места в очереди за получением ресурса (порядка доступа к “кормушке” обмена веществ, энергии и информации). По сути же это будет ни что иное, как возвращение от линейного прогресса к космическим основаниям бытия в цикле, “возвращением на круги своя”.
Что же касается непериодического времени типа С, то капиталом в нем выступает потенциальная энергия силы Духа.
Наука психология занимается лишь инстинктами (тела) и рефлексами (души). И не занимается страстями. Страсти же, как всепоглощающее чувство: ужас, паника, но и восторг любви, и есть всепобеждающий Дух. Страсть есть порыв, крайнее увлечение, полное поглощение, чрезвычайно сильное воздействие. То, что воспылает, затягивает, пьянит. Что блокирует информацию, игнорирует знания, отключает ум. То, что неподвластно рационализму экономики знаний. То, что возвышает жизнь до иррациональных вершин безинформационного прорыва к откровению – в мир невидимый. Поскольку исторические энергии имеют космическое основание в циклах бытия, соприкосновение с историческими энергиями и есть то, что вдохновляет, задает прилив силы Духа на участие в политических процессах перехвата власти или обретения богатства как встречный вызов человека иссякающей длительности жизни, как исторический шанс.
Архистратегия русской победы
“Глобальный ландшафт” для анализа текущего момента мировой истории и прозрения того, что может случиться с миром дальше, ныне, безусловно, составляет мировой финансовый кризис. Именно финансовый кризис находится и на первом плане и в фокусе внимания аналитиков. А перспектива выхода из кризиса видится не иначе как “инновационное развитие”.
Развитие же в логике европейского сознания понимается только как рост, расширение, улучшение, усовершенствование (development). Характеризуется лозунгами: “выше, дальше, быстрее”. И ассоциируется с прогрессом, модернизацией и инновациями. Таков земной, прагматичный и реалистичный взгляд теоретика на задачи практики. И экономическая стратегия в ракурсе западного линейно-расширительного развития, соответственно, ищет способы не отстать от прогресса и опередить время. Выступает с лозунгом “опережающего развития”.
Если же вдуматься в смысл русского слова “развитие” с опорой на его корни, то в памяти всплывет архетипическое для русского сознания значение этого слова, как “витие Раза”. Понимание возникнет в паре противоположностей: “развитие – свитие”. А полнота исконного смысла проявится лишь с переходом из ортогональной земной в радиальную систему координат Космоса (орбиты, траектории), где линейного прогресса НЕТ. Но есть повторяющееся всякий раз “возвращение на круги своя”. Поэтому мудрость прозрения того, что будет с миром после первого толчка кризиса, появится лишь после прибавления:
- к двоичному анализу троичных оценок (учитывающих надежду, волю и дух);
- к аппарату научного познания – аппарата искусства разведки (“ведения Раза”);
- к земному прогрессу человечества – перемен по “воле неба”;
- к затухающим волнам, возникшим от рукотворных толчков политических сил – повторяющихся циклов, подвластных лишь законам мироздания;
- к стратегии поступательного движения – архистратегии вращательного движения, в сумме дающих целостность и полноту картины миропонимания.
Результатом такого прозрения насущной для России архистратегии победного выхода из кризиса. Суть: искусства одоления Россией её нынешних бед. Конечно не претендующим на “истину в последней инстанции”, будет следующее.
1. По ходу “застоя”, “перестройки” и “либерализации тоталитаризма в России” страна пропустила пятый технологический уклад (микроэлектроника). И теперь ищет способы (стратегии управления хозяйством) того, как из четвертого технологического уклада (двигатель внутреннего сгорания, большая химия) с 2010 года шагнуть в шестой уклад (нанотехнологии, молекулярная биология, искусственный интеллект). Таков линейный подход, вроде бы “опережающего развития”. Однако “стратегия прорыва” из четвертого сразу в шестой уклад есть ни что иное, как заведомо неосуществимый план “перепрыгнуть пропасть в два прыжка”. В случае принятия Россией такой линейной стратегии, катастрофа (провал в бездну на середине пути) неминуема. В этой ситуации архистратегией будет ставка не на проталкивание прогресса техники, но “возвращение на круги своя”: к смыслам, ценностям, идеалам и мечтам человека. Практически, такая архистратегия означает ставку на разработку высоких гуманитарных технологии управления поведением людей. Переосмысление этики. И выход в цикл “вития Раза”, ожидаемого с наступлением не шестого, а седьмого технологического уклада, где мотив материальной выгоды (рацио) будет замещен способностью интуитивно опознавать смыслы бытия (когнито).
2. Развертывающийся на глазах изумленного человечества системный кризис общества потребления большинством аналитиков не понят. Воспринимается поверхностно как кризис финансовой системы, для выхода из которого достаточно верных управленческих решений по реформированию монетарной системы и модернизации экономики. Однако уже при исследовании “второго дна” мирового финансового кризиса становится ясно, что источником потрясений выступает сам прогресс, “сохранять и преумножать” технические достижения которого значит лишь оттягивать смерть системы хозяйства, основанной на выгоде, расчете и прибыли. Достигнутое в рамках монетарной модели снижение индивидуальных и корпоративных рисков убытка вытолкнуло проблемы капитализма на глобальный уровень. Теперь трясет всю систему индустриального общества потребления. Различая многие признаки и делая расчеты по разным методикам, можно утверждать, что крах мирового хозяйства основанного на принципе выгоды состоится не позже 2020 года. Доверия к глобализации экономики по модели устойчивого роста с капитализацией ожиданий нет. Впереди зона нестабильности. Выходом же будет смена первооснов хозяйства упершегося в “пределы роста”, а именно: упор на удовлетворение потребностей и желаний придется заменить на реализацию способностей людей. А принцип “взять и поделить” – на принцип “отдать то, что есть в избытке, для того, чтобы получить то, чего нет”. И не страшно, что вся экономика индустриального общества с позиции выгоды станет убыточной (как ныне дотируется сельское хозяйство). Производство вещей для комфорта тела не потеряет смысл, но богатство будет измеряться не размерами земельного надела (как в феодальном обществе) и не размерами капитала (как при индустриализме), но степенью душевного расположения, порыва, вдохновения и радости (в купе: благодати).
3. В 2010-2012 гг. Россия призвана продемонстрировать странам и народам мира эту мудрость “возвращения на круги своя”. Знание пути русской победы через захват лидерства в разработке когнитивных технологий. И понимание огромных преимуществ троично-асимметричного типа мышления людей русской культуры (умом Россию не понять) в постиндустриальном мире после выхода из кризиса.
И тогда, чем бы не завершилась отчаянная попытка России вырваться из статуса “великой энергетической державы”. Как бы не сложился “великий поход” по пути модернизации и инновации материального хозяйства эпохи индустриального общества. В каком бы положении ни оказалась Россия в соревновании умников-рационалистов за лидерство в технотронной сфере. При смене технологического цикла (порядка следования приоритетов в экономике знаний) она чудесным образом из последних станет первой.
Оружие победы: высокая социо-гуманитарная технология учета, оценки и управления
Бытие есть обмен веществ, энергии и информации. Бытие случилось – вот и событие. Случай – это транзакция прихода (поглощения), трансформации (преображения) и нового излучения энергии. Энергия это то, что способно совершить работу. Транзакция это логически осмысленная работа, которая может быть совершена только полностью и успешно. В транзакции энергия соединяется с информацией. Поэтому транзакция может быть учетной единицей времени не как длительности, а как порядка следования событий. А по сути: адекватной новой парадигме хозяйства учетной единицей капитализации энергии будущего.
Случайное же – то, что пришло “с лучом” энергии и проявилось как факт бытия – в сущности (по всеобщему Закону Перемен) необходимо, ибо всегда занимает то или иное место в порядке следования событий.
Для капитализации (определения ценности) предвосхищенного места грядущей транзакции в порядке следования событий необходим учет очередности случаев и оценка выгоды, убытка или бесполезности ожидаемого результата обмена веществ, энергии и информации в ряду подобных случаев. Без учета и оценки случаев эффективно управлять очередью транзакций, контролировать движение очереди, пропускать вне очереди нельзя.
Учет возможен через маркировку предметов и вещей “мира видимого” и последующего считывания идентификационных марок. С допотопных времен для целей маркировки использовались печати, клейма, тавро, тамга. Нанотехнологии шестого технологического уклада позволяют маркировать материальные объекты напылением меток, облучение которых радиосигналом позволяет автоматически их считывать, передавать по каналам связи и учитывать в цифровых (логических) информационных системах. В этом процессе соединяется нано и инфо.
Что же касается оценки очередности транзакций, то здесь нужны специальные показатели (особая мера). Ничего нового изобретать не надо. Число имеет три аспекта: величину (один), порядок следования (раз) и четность или нечетность (делимость пополам). В современном исчислении линейного прогресса “цифирь” эти аспекты зримо не разделяет. А у китайцев с их циклическим календарем и кодом перемен величина, включая и длительность, фиксируется отдельно цифрами. Порядок следования учитывается циклическими знаками (их 22). А четность и нечетность закреплена метками инь (- -) и ян (–), из которых набраны восемь триграмм и 64 гексаграммы. При этом циклические знаки витками очередности по 60 “кадров” фиксируют время “типа Б”. Тогда как определяемых “фазой случая” вариантов событий – 64.
Названными показателями “раскадровки” бытия во времени “типа Б” и будут оперировать новые финансовые инструменты организационного капитала грядущей “экономики знаний”. Эти инструменты “финансовой инженерии” можно назвать деривативами (контрактами предвосхищения) на транзакции.
Новое богатство экономики знаний
Самый фундаментальный кризис современности – кризис будущего. Кризис будущего связан с переходом человечества через постиндустриальный барьер. Со сменой не только пятого технологического уклада микроэлектроники на шестой уклад нанотехнологий, но и всей парадигмы индустриального способа хозяйства. С переходом из экономики товаров и услуг в “экономику знаний”. Где основным капиталом будет не вещество (вода, пашня, орудия производства). И не энергия (тепла, труда, денег). А информация (данные о реальности). При этом богатым будет не тот, кто у кого самая большая база данных и самое большое быстродействие их обработки, но лишь тот, кто сумеет извлекать из данных смыслы, опознавать смыслы в группах, привязывать смыслы к реальности, по смыслам строить маршрутные указатели управленческих решений и действовать по ним осмысленно.
Люди живут в обществе. Содержание общественной жизни – это все тот же обмен веществ, энергии и информации. Формой же организации общественной жизни являются социальные сети, где человек выступает элементом, а сеть – структурой взаимосвязей между элементами. Общественная жизнь порождается тем, что в богословии называется Дух Истины (он же Воля Неба) и формируется этикой. Если об истине нельзя сказать ничего определенного, ибо истина находится вне пределов человеческого сознания (сознанию доступна правда). То этику можно назвать инфраструктурой социальных сетей. От того, на какой этике построена та или иная социальная сеть зависят смыслы бытия (обмена веществ, энергии и информации в обществе).
А опознавание и понимание смыслов это уже не инфо, а когно (инкогнито – значит: не опознано и не понято). Таким образом, именно укорененные в этике когнитивные технологии опознавания и понимания смыслов бытия будут конфигурировать процессы NBIC – конвергенции. Конфигурировать схождение нано (технологии нанесения меток транзакций) инфо (технологии считывания радиочастотных меток; передачи, идентификации и регистрации транзакций) и био (технологии управления “биохимическими процессами” лукавого выбора в мозгах людей).
Соответственно этике и проистекающей из этики семантике рядов понятий завязанных на корень “благо” выстроится и финансовая инженерия нового постиндустриального богатства. При тотальном NBIC учете, оценке и контроле бытия в отношении доступа к ресурсам в социальных сетях возникнет либо исключительное право избранных и сильных с геноцидом слабых и убогих, либо солидарное право всех с заботой об общем благе и сильных и слабых.
В первый вариант “лучшей жизни для лучших людей” ведет этика эгоизма “умных и жадных”. Старая этика индивидуализма и прав человека свойственная индустриальному обществу потребления последних трехсот лет модерна.
Во второй вариант “справедливой жизни для всех” ведет этика круговой поруки. Круговая порука на Руси была присуща жизнеустройству сельской общины, городской артели, монастыря, воинского подразделения. В грядущей экономике знаний именно этика круговой поруки с солидарной ответственностью за всех, а не этика коллективизма с безответственностью и отчуждением личного интереса, где человек был лишь “винтиком” машинного производства, будет адекватна капитализации времени как места в очереди к “кормушке ресурсов”.
Этика круговой поруки “безумно щедрых” исподволь сформирует пространство доверия. Где доверие, там честь. Там не нужен обман, теряет смысл коррупция. Где царит доверие, там не надо стесняться, там обитает правда и свободное самовыражение способностей, а не потребностей человека.
А свободное самовыражение раскрывает способности людей к творчеству, создает психологию успеха, задает инновационный стиль жизни. Поэтому в социальных сетях пространства доверия. В новой “экономике знаний”. По критерию капитализации времени “типа Б”. Доходность инвестиций будет выше, чем в социальных сетях пространства недоверия, проверок и “контроля за соблюдением прав потребителей” по критерию капитализации времени “типа А” в старой экономике товаров и услуг уходящей эпохи индустриализма.
Реализация изложенной стратагемы выхода России из тупика техницизма и будет тем “Русским Чудом”, о котором писали ещё индийские махатмы Ленину. О котором говорит лидер исламской революции в Иране аятолла Хомейни в своем завещании. О котором точно знают еврейские каббалисты. Которое ждут и на которое надеются пытливые, неравнодушные к судьбам мира, простые люди, обескураженные мировым кризисом индустриального общества, потерявшие уверенность в научно-техническом прогрессе и растерявшиеся от безысходности модерна и бессмысленности модернизации.
Заявить о своей решимости взять на себя лидерство в когнитивной сфере, как “участке прорыва” на фронте NBIC – конвергенции Россия уместно и своевременно может сделать устами “разумных от народа” на Международном экономическом Форуме – 2010 в Санкт-Петербурге и Всемирной универсальной выставке ЭКСПО – 2010 в Шанхае.
Петр IX.
цИвИлИзацИя XXI века: конвергенцИя И сИнергИя NBIC-технологИй
- Ю.П.Бахарев. / Преодоление кризиса 21 века в политэкономии труда Название: Преодоление кризиса 21 века в политэкономии труда Автор: Ю.П. Бахарев. Аннотация: Книга написана главным образом, для лиц учащихся
- Политэкономия труда и физическая экономика по Побиску Кузнецову Научная концепция физической экономики П.Кузнецова в отрывочном изложении выглядит неполно и порой вызывает непонимание. Ее потребуется в будущем изложить в основах,
- Хесус Уэрта де Сото / Австрийская экономическая школа Название: Австрийская экономическая школа Автор: Хесус Уэрта де Сото Аннотация: В книге представлена краткая история развития идей австрийской школы экономической
- Генкин А.С. / Планета Web-денег в XXI веке Название: Планета Web-денег в XXI веке Автор: Генкин А.С. Аннотация: Автор книги — доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН,
- Бич А.М. / Природа времени: Гипотеза о происхождении и физической СУЩНОСТИ времени Название: Природа времени: Гипотеза о происхождении и физической СУЩНОСТИ времени Автор: Бич А.М. Аннотация: Ответ на простой вопрос... Что такое
- В.Г. ВАСИЛЬЕВ / ЭКОЛОГИЯ, ЭНЕРГЕТИКА, ЭКОНОМИКА, ЭТНОЛОГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕТСВА XXI ВЕКА Название: Экология, энергетика, экономика, этнология устойчивого развития общества XXI века Автор: В.Г. Васильев. Аннотация: В книге показана взаимосвязь
- Подолинский С.А. / Труд человека и его отношение к распределению энергии Название: Труд человека и его отношение к распределению энергии Автор: Подолинский С.А. Аннотация: Труд человека и тех животных, к действиям
Ещё записи в рубрике: